|
Таинства и чары
Лабиринты садов берут свое начало в античной
легенде о лабиринте, который царь Минос приказал построить Дедалу, чтобы
заточить там Минотавра. Если римляне использовали мотив лабиринта в декоре
мозаик и фресок, христиане превратили его в символ препятствия к спасению.
Лабиринты часто встречаются в интерьере церквей. В средневековой Англии мы
видим их вырезанными в траве. Это все «дороги в Иерусалим».
Зеленые лабиринты — творение Ренессанса. Альберти напрасно думал, что
римские сады имели этот тип геометрических композиций. С начала XV века
итальянские сады изобилуют лабиринтами.
На вилле д'Эсте их было, по
крайней мере четыре. В Англии затейливые лабиринты «нарисованы» завитками
подстриженных кустарников и клумбами целебных трав. Во Франции Леонардо да
Винчи отмечает, что он должен заниматься устройством лабиринта Франциска I,
а Жак Андруэ Дюсерсо свой трактат Самые замечательные здания Франции (1576
и 1579 гг.) покрывает многочисленными рисунками лабиринтов. Лабиринт XVI
века еще небольшой высоты, до колена. В XVII веке он поднимется высоко,
как в Англии в Хэмптон Корте (1699 г.) или как самый знаменитый,
нарисованный Шарлем Перро для Версаля в 1667 г.
Этот затейливый рисунок (рис.1) типичен для французских и английских садов
XVI века: сплошные клумбы переплетаются словно зеленые лабиринты,
символизируя бесконечность. Рабле в своем романе помещает «искусный
лабиринт» в «прекрасный сад отдыха». В Англии они были театром выбора и
удачи, настоящими убежищами для влюбленных.
далее
>>
|
|