|
Вилла д'Эсте
Сады виллы д'Эсте в Тиволи возвышаются над золотистой сельской местностью
в окрестностях Рима и, конечно, являются самыми эффектными садами
Ренессанса. Начатые в 1550 г. кардиналом Ипполитом II д'Эсте и завершенные
тридцать лет спустя, они были задуманы, спроектированы и построены
архитектором Пирро Лигорио (1500-1583), который обладал глубокими
познаниями в области архитектура в сочетании с блестящим и оригинальным
воображением. Он взял за образец сады располагавшейся рядом виллы Адриана,
но его сады не были имитацией. Вход находился внизу сада, откуда
открывался его общий план. Шагая от одного чуда к другому, посетитель
доходил до дворца и мог полюбоваться изумительным пейзажем, который
оживляли многочисленные фонтаны. Это самый удачный водный сад в Европе и в
мире. Сегодня некоторые фонтаны уже не работают, но они сохранили свое
очарование.
«Секретный сад»
Величие и великолепие садов римского Ренессанса имеет мало общего с
идеалом Альберти, садом как «местом уединения, близким к городу, где
человек волен делать то, что ему нравится». За исключением любопытной
детали: секретного сада. Речь идет о средневековом пережитке, зеленом
кабинете, закрытом мирном убежище,
изолированном от обширных площадей и больших проспектов остального сада.
Крошечный сад, помещенный в грот Нимфы на вилле Джулия в Риме, чудный на
вилле Капрарола, - их можно найти во множестве на виллах того времени.
В Капрарола секретный сад, задуманный архитектором Виньолой (1507-1573),
отделен от дворца густым лесом. Он окружает .казино,- павильон
удовольствий, стоящий над каскадом и построенный в виде завитка. С трех
сторон сада высятся ряды каменных статуй с декоративными урнами на
головах. Центральная тема этого сада - вода. Она падает, течет, поет и
искрится в лучах солнца.
Вилла д'Эсте была построена на вершине ряда террас, объединенных осевой
обзорной лестницей с прилегающими к ней и расходящимися от нее площадками,
обсаженными живой изгородью из бука, тиса и лавра. Здесь поражало обилие
каскадов, фонтанов и бассейнов. Вода используется хитроумно и
изобретательно, с театральными эффектами. Аллея ста фонтанов (слева) -
волшебная серия маленьких фонтанчиков трех ступеней, украшенных рельефами
из искусственного мрамора. Вода как бы иллюстрирует Метаморфозы Овидия.
(рис.1)
Несмотря на то, что достаточно трудно определить, чей вклад: владельцев,
архитекторов или скульпторов наиболее значителен в создании садов XVI
века, все-таки в этом вопросе выделяют влияние двух семей и двух
художников. Семьи Медичи и семьи д'Эсте, художников Пирро Лигорио
(1510-1583)-автора водной симфонии на вилле д'Эсте и Джакомо да Виньола -
самого крупного архитектора и теоретика садов Ренессанса. Последний
работал в Риме на вилле Джулия с Бартоломео Амманати и Джордже Вазари. В
1556 г. кардинал Александр Фарнезе руководит вместе с Виньолой
перестройкой пятиугольной крепости Капрарола во дворец. Фарнезе приказал
разбить два сада - зимний и летний. Они расположены по обе стороны от
монументального здания (рис 2).
далее
>>
|
|