Резиденция Вилянов
Парк
Центральная часть парка - самая старая со времен Яна Третьего,
расположенная в восточной части, между дворцом и озером. Эта часть
представляет барочный двухъярусный итальянский парк. Верхний ярус парка
образуют декоративные самшитные партеры с мотивами кругов, пальметт и
бурбонских лилий, на нижнем ярусе, кроме декоративных цветочных партеров,
с более скромным рисунком, появляется высокоствольный массив шпалеров с
характерными просветами и перспективами к озеру. Верхнюю террасу
поддерживает с трех сторон мощная подпорная стена, расчлененная лизенами
на ряд полусферических и плоских ниш с маленькими фонтанчиками. Верхнюю и
нижнюю террасы соединяет двухмаршевая лестница, расположенная на оси
главной перспективы. Балюстрада стены и каменной лестницы украшена
скульптурными группами, представляющими „Четыре стадии Любви" и „Четыре
Времени Года", а также фигурами сфинксов и купидонов, несущих корзины
цветов. Эти изваяния были созданы около 1730 года. Декорацию барочного
парка дополняют каменные скульптуры античных божеств с 1-ой половины 18
века. Вдоль озера тянется прогулочная аллея, окаймленная массивом
высокоподстриженных шпалеров с террасой посередине, украшенной четырьмя
скульптурами Геркулеса. Южнее дворца и барочного парка расстилается
территория романтического парка в англо-китайском стиле, основанного
княгиней И. Любомирской в последней четверти 18 века на месте бывшего
королевского фольварка. С востока и юга омывают его воды озера и
стремительного потока с каскадом, с запада находится Манеж. Посередине
парка находится огромная поляна с прекрасными и редкими породами деревьев
и кустарников, спускающаяся террасами к небольшому пруду со времен Яна
Третьего. В этом живописном уголке парка над озером в 19 веке были
поставлены два памятника, посвященные памяти Станислава К. Потоцкого и его
брата Игнация. В 1857 году установлен памятный камень, посвященный княгине
Изабелле Любомирской.
В южно-западной части парка на небольшом холме возвышается колонна,
увенчанная мальтийским крестом, установленная здесь в 17 веке, а вблизи
дворца находится сохранившаяся со времен Собеских „Гора Бахуса",
украшенная керамической фигурой Виктории с 19 века.
Небольшой цветочный сад с половины прошлого столетия находится у
южного крыла дворца. Он был разбит по проекту Болеслава Подчашинского. Сад
отделен от барочного парка чугунной перголой, а с юга - небольшой
кирпичной стеной, украшенной декоративными вазами. Сад представляет собой
тип ренессансного „giardino segreto". Прямоугольный партер сада оформлен
самшитным геометрическим орнаментом, заполненным кустами роз. Середину
сада занимает фонтан с бассейном в форме четырехлистника и с фигуркой
Амура с Лебедем, работы мастеров варшавской фабрики Минтера, с середины 19
века, а вблизи дворца стоят два декоративных каменных треножника.
К северу от центральной части парка, вдоль берегов озера, простирается
живописный двухъярусный английский парк, разбитый Станиславом Потоцким на
переломе 18 и 19 веков. В нижней части парка, где он переходит в узкий
мыс, омываемый водами озера, был создан искусственный островок на сваях, а
на нем памятник в стиле ампир, посвященный битве под Рашином, в которой
польские войска разгромили австрийцев в 1809 году. Каменный Римский Мост,
созданный П. Айгнером, связывает узкий мыс с искусственным островком.
Недалеко от пруда Айгнер поставил Китайскую Беседку. Там, где английский
парк переходит в барочный, поставлено здание насосной установки Г.
Маркони, подающей воду к фонтанам и парковым источникам.
Параллельно северному крылу дворца расположена прямоугольная полоса
парка, разделенная на 6 регулярных участков, непосредственно связанных с
архитектоническим оформлением фасада северного крыла дворца. На оси
дворцового крыльца с колоннами находится восьмигранный бассейн фонтана с
фигурой, дующего в рог Тритона посередине. Эту часть парка завершает с
севера высокая стена грабовой аллеи, которая отделяет его от парка,
разбитого вдоль Оранжереи и Инжирной Теплицы. В западной части парка,
скрытый среди деревьев и густых кустарников, прячется тихий уголок,
называемый Рощей Академа. Ведет к ней дорога, вдоль которой установлены
памятники поэтам, воспевающим жизнь польской деревни, Яну Кохановскому и
Франтишеку Карпинскому работы Якуба Татаркевича. Они образуют вход на
овальную площадку в роще, окаймленную каменной полуокруглой скамьей, на
спинке которой установлены терракотовые вазы и канефоры, а с западной и
южной стороны отделяет каменная стена рва и пергола в северной части
двора.
|