Прелесть парижского района Дефанс в том, что он
постоянно развивается, достраиваются разнокалиберные, непохожие друг на
друга высотки. А в прогалинах между ними своя жизнь, парки, фонтаны и
современные скульптуры. Короче, Дефанс ведет себя как молодой и гибкий
хищник, готовый к прыжку.
Неподалеку от делового центра на башне страховой
компании ЮАП установлен гигантские часы, которые одновременно еще и
барометр. Часы эти исправно показывают погоду. Если столб вдруг стал синий
— это к перемене погоды, если зеленый — барометр обещает ясный солнечный
денек, а вот если красный — погода испортится. Квартал распланирован вдоль
центральной оси, образованной площадями Парви, Дефанс и Эспланадой, от
которых отходят дворы и площадки, расположенные между домами. Парви
является одновременно крышей для станции скоростного метро Р.Е.Р.
(обширный холл с магазинами, кафе и киосками — архитектор Викарио, 1970
год), которая обрамлена, с одной стороны, выставочным дворцом КНИТ, а с
другой — торговым центром Катр Тан.
КНИТ — Национальный центр промышленности и
техники (архитекторы Б.Зерфюсс, Ж. де Майи, Р.Камело и инженер Н.Эсквиллан)
— смелое «решение» из бетона, стекла и стали — появился в 1958 году.
Огромный бетонный треугольник свода с выгнутыми дугой сторонами, длиной
более 200 метров каждая, имеет только три точки опоры. Пролет гигантского
свода составляет 218 м. Напротив КНИТ, перед торговым центром, стоит
монументальная скульптура Миро «Два персонажа», а чуть дальше, на площади
Дефанс высится 15-метровый красный стабиль Кальдера.
Первой в квартале Дефанс (и в Парижском районе)
появилась башня НОБЕЛЬ (архитктор де Майи, 1967 г.). Металлическая
арматура ее фасада удачно сочетается со стеклянными панелями сине-зеленого
цвета.
Самая высокая башня ФИАТ высотой 178 м была закончена в 1974 г.
(архитекторы парижане Р.Собо и Ф.Жюльен и американцы Скидмор, Оуингс и
Меррил). Она напоминает американские небоскребы. Бетон ее фасада покрыт
черным полированным африканским гранитом, а дымчатые стекла стен вставлены
в алюминиевые рамы оригинального профиля.
Есть в Дефанс удивительная башня – Манхеттен (ее
архитекторы Эрбер и Пру). Для отделки ее фасада использовали 4 тысячи
зеркальных панелей, которые честно отражают все происходящее вокруг. Таким
образом, и сама башня кажется чем-то зыбким и движущимся объектом.
Крестообразная башня Ган (арх. французы Ф.Бисёй и Ш. де Жанври и
американцы Гаррисон и Абрамович, увы, явно не владелец Челси) покрыта
изящной сеткой черных рам, в которые заключены стекла зеленого цвета.
Холодную строгость башен смягчают не только разнообразие их форм, фактуры
и цвета фасадов, но и скульптурно-декоративное оформление площадей и
дворов между домами. Эспланаду украшает монументальный фонтан Агама.
Недалеко от него скульптура Моретти «Монстр» символизирует поиск в
искусстве. На площади Королл можно полюбоваться медным фонтаном Луи Лейга
«Венчики дня» и яркой керамической фреской Аттилы «Скульптор облаков».
«Механическая птица» Филолаоса украшает террасу Рефле, а на площади того
же названия возвышается бронзовая аллегория «Земля» — произведение Дербе.
Строительство квартала Дефанс близится к концу.
Его завершением явится ТЭТ ДЕФАНС — гигантское
здание смелой и оригинальной архитектуры, автор которого — датчанин Отто
фон Спрекельсен. Его строительство было начало в 1985 г. Расположенное на
краю Парви, оно логически завершит историческую перспективу столицы,
берущей начало в Квадратном дворе Лувра. Вырезанный в середине
колоссальных размеров куб, одетый в каррарский мрамор и дымчатое стекло,
образован двумя боковыми корпусами. Наверху корпуса будут объединены
подвесной крышей — настоящее чудо строительной техники, где разместятся
четыре внутренних дворика, космические сады, как назвал их автор здания,
конференц-залы и бельведер, откуда будет открываться самый лучший вид на
город. Парижский Манхеттен — квартал будущего — станет самым крупным
деловым центром в Европе.
Ссылки по теме:
Дефанс
Мария Квакина, photo by Exciter |