|
Когда-то московские пейзажи считались одними из
самых красивых в мире. Когда-то… Уютных мощеных улочек, домов с
палисадниками и роскошными садами больше нет. Зато есть новомодные
монолитные конструкции европейского образца и огромный строительный
комплекс, что все время требует новых территорий.
После пожара 1812 года специальная городская комиссия, куда вошли лучшие
архитекторы, разрабатывала план восстановления города. Архитектурный облик
домов должен был вписываться в окружающий ландшафт, гармонировать с ним.
Доходило до того, что Осип Бове, архитектор мирового значения, самолично
исправлял планы частных строений, чтобы они не испортили общей картины.
Наверное, это одна из причин того, почему в Москве такое множество
памятников архитектуры (почти три тысячи), особенно в ее центре.
Россия — удивительная страна. Это единственное государство, которому при
его масштабах, всегда не хватает места. Но в Риме тоже мало места. Только
отношение к культурным ценностям другое. Трудно представить, чтобы кто-то
взялся за перестройку Колизея и сделал бы из него самый лучший в мире
спортивный комплекс. А вот надстроить мансардой творение Шехтеля для
удобства будущих владельцев – это нормально.
Другой коммерчески успешный вариант: реставрация путем воссоздания.
Подлинный дом сносится, на его месте возводится копия. И у какого-нибудь
дома, где любил бывать Пушкин, появляется подземный гараж и пара подземных
этажей в придачу. Естественно, ни о каком сохранении внутренней планировки
речи быть не может. В лучшем случае, сохранят и перенесут на новодел особо
ценные элементы декора. Общественность спокойна – дом выглядит примерно
так же, владельцы тоже – все их замыслы реализованы.
По меткому выражению Алексея Комеча, директора Государственного института
искусствознания РАН, вместо памятника мы получаем его восковую фигуру. За
последнее десятилетие снесено и «реконструировано» по разным оценкам от
200 до 400 памятников. То есть, скоро Москва сможет претендовать на звание
«города восковых фигур».
На самом деле, все очень печально – теряя подлинники, мы лишаемся своего
прошлого. Мы просто вычеркиваем его из жизни как что-то ненужное,
пропахшее пылью и нафталином. Но что взамен? Как мы будем рассказывать
историю своим детям? «Это дом Герцена, точнее, место, где стоял его дом»?
Что сможем показать? Повезем детей в Рим?
В Интернете существует достаточное количество сайтов, посвященных истории
и архитектуре Москвы. Возможно, это разновидность интеллигентного способа
борьбы, возможно, дань прошлому, своего рода покаяние… И попытка попросить
прощения у будущего. Сайт «Москва, которой нет» - не исключение. Дома,
планомерно уничтожаемые в реальности, продолжают свою виртуальную жизнь. И
дом Экономического общества офицеров на этом сайте навсегда останется
бесценным творением Залесского и никогда не станет плохо осмысленной
копией «Военторга».
Материал предоставлен сайтом
http://moskva.kotoroy.net.
|
|