В наши дни
среди дизайнеров принята практика составления плана проекта перед
собственно работой, особенно в случаях, когда речь идет о больших садах.
Такой подход характерен для западных специалистов, и их японские коллеги
стали его использовать только несколько лет назад. Раньше они чаще всего
пользовались чернильными набросками, чтобы прочертить общий план будущего
сада, а детали появлялись в процессе работы. Естественно, в душе мастера
все было прорисовано, что называется до запятой – размеры и формы
водоемов, расположение большинства каменных групп – но даже эта основа
существенно менялась в процессе создания сада.
Японские сады созданы из природных материалов, каждый из которых имеет
свои особенности. В давние времена материал для работы привозился прямо из
окрестностей, тогда как сегодня большинство находится в личной коллекции
мастера или на специальных складах. В любом случае все используемые
материалы уникальны, каждый из них ценен своей индивидуальностью. Говорят,
что камни, например, имеют лицо (као) и вершину (тен - небеса). Дизайнер
располагает камни лицом к началу сада, а вершина, как полагается, всегда
повернута вверх. Деревья и кустарник отбираются в зависимости от
необычности очертаний – наклона ствола или угла, под которым растут ветви.
Мастер собирает эти разрозненные элементы в своем саду и последовательно
их располагает. Когда один из них нашел свое место и общая гармония
достигнута, очередь доходит до следующей детали. Художник вправе поменять
растения или камни местами, чтобы приблизиться к совершенству. Таким
образом, японские сады проектируются, «исходя из деталей», а не «по плану
художника».
Рубрика "Японский дизайн"
|