Митатэ
– дизайнерский прием, изначально использовавшийся в чайных садах. Вольный
перевод этого термина звучит как «новый взгляд», а суть митатэ сводится к
поиску новой роли для старых предметов, которые носят название митатэ-моно.
Один из самых распространенных примеров митатэ-моно – каменные купели (чозубаши),
расположенные в чайных садах. Гости, перед тем как войти в чайную комнату
моют в них руки и рот. Многие купели высечены из каменных глыб, которые
раньше были чем-то иным – частью каменной ступы с множеством кровельных
настилов, опорой моста или подставкой для светильника.
Дизайнеры могут использовать камень и как материал для дорожек, чаще
всего, комбинируя обработанные булыжники и их природными собратьями,
образуя, тем самым, длинные мощеные участки, которые носят гордое название
нобе-дан или иши-датами (каменные татами). Камни, как объект «нового
взгляда», могут быть распределены между ступеньками и играть роль
«разделителя». Благодаря своей широкой и плоской поверхности, эти
булыжники могут превратиться в скамейки, расставленные вдоль дорожек, где
гость может присесть и спокойно полюбоваться садом.
Японские ландшафтные дизайнеры нашли еще один объект для «переработки» -
старую черепицу. Применений ей множество. Куски могут быть вкопаны в землю
вертикально, и это будет способ вычерчивания контура садовой дорожки.
Черепица может быть использована как часть нобе-дан, как обрамление
водостоков – заполненных гравием рвов, в которые стекает дождевая вода с
крыш. Еще одно применение – чин-ама – сосуды для золы, используемые в
чайных садах.
Старые мельничные жернова обрели новую жизнь в качестве ступенек. Исуи-ен,
Нара
Вверху: части расколотой гранитной породы превратились в лодку. Токо-джи,
Яманаши
Рубрика "Японский дизайн"
|