Соблюдение баланса, наряду с ма – один из наиболее важных дизайнерских
приемов, который придает японскому саду его очарование. Баланс может быть
выражен через асимметрию, «нецентральность» и использование триад.
Ассиметрия
Баланс, в том виде, в каком он используется в японском ландшафтном
дизайне, заимствован больше из природных форм, нежели из конструкций,
созданных человеком. Конечно, японцы прекрасно знакомы с принципами
симметрии: все ранние чертежи храмов и даже планы городов, выполненные по
классическим китайским образцам, были симметричными. Тем не менее,
симметричный дизайн никогда не был популярен в Японии, и все чертежи и
планы, бывшие изначально симметричными, достаточно быстро
трансформировались в более бессистемные. Сады, между тем, никогда не
проектировались как симметричные. Для многих японцев идеально симметричные
сады Версаля олицетворяли типичный западный стиль, а асимметрия была
основной отличительной особенностью Востока от Запада.
В случае декоративного сада, когда вид ограничен открытым пространством в
пределах строения, сад спроектирован так, что его нельзя перевести в
симметрию. Вместо этого дизайнер предлагает своему зрителю ряд приятных
глазу форм, ни одна из которых не может быть определяющей. Даже если в
ландшафте присутствует некая иерархия форм, взор созерцающего не
останавливается в наивысшей точке, а наоборот, всегда как бы
«отбрасывается» назад к источнику, чтобы потом вновь вернуться к этой
точке.
Отсутствие единого центра
Японские специалисты по ландшафтному дизайну обычно избегают создания
определяющей точки отсчета в саду, особенно такой, которая бы находилась в
геометрическим центре. Стремление к центру крайне редко встречается в
японском искусстве, будь то оформление ландшафтов, графика, икебана или
подача блюд в ресторане – централизация чего бы то ни было рассматривается
как статичность, как тенденция, подавляющая дух. В садах, например, прямые
дорожки используются минимально, чтобы избежать центра, оси. И даже если
дорожки проложены прямо, оси этих дорожек спроектированы таким образом,
что взгляд гуляющего всегда упирается в стену или живую изгородь, либо
мельком замечает какой-нибудь значимый элемент – чайный домик или ворота.
Триады
Не используя симметрию и отказавшись от единого центра, японские дизайнеры
достигают зрительной упорядоченности, широко применяя технику триад и
основываясь на треугольных формах. Треугольник также лежит в основе
построения икебаны, бонсай, и любого другого произведения, выполненного в
стиле токонома – создание композиций в чайных комнатах. Самый
показательный пример использования триад в садах – группы камней и
зрительное соотношение этих групп. Камни, расположенные на переднем плане
либо по всей площади сада имеют форму треугольника, а если дизайнер
использует несколько каменных групп, то каждая из них также образует со
всеми треугольник. Такие группы могут также олицетворять буддистскую
триаду (сэнзон-секи-гуми). В этом случае большой камень в центре – Шака
или Амида Ниорай (два самых распространенных воплощения Будды), а два
камня поменьше, расположенные по бокам – их спутники (босатсу).
Сосны – материал для дизайнера очень удобный, поскольку легко переносят
обрезку и считаются «скульптурными» по своей природе – также обычно
обретают треугольную форму, или, что более правильно пирамидальную форму.
Тсу-кубай – способ группировки камней, распространенный в чайных садах и
дополненный небольшим ручейком – часто проектируется так, чтобы в
композиции присутствовал некий фоновый элемент – светильник, скала или,
например какое-либо растение. Соотношение группы камней, формирующих
тсу-кубай и этим фоновым элементом – все тот же треугольник. Еще одна
триада, используемая в ландшафтном дизайне – взаимодействие вертикальных,
горизонтальных и диагональных элементов. Они, в свою очередь
символизируют, соответственно небо, землю и человека. Например, в уже
упомянутых каменных группах они присутствуют в большинстве случаев.
Рис.1 - Если даже дорожки проложены прямо, оси этих
дорожек спроектированы таким образом, что взгляд гуляющего всегда
упирается в стену или живую изгородь. Конничи-ан, Киото.
Рис.3 - Группировка камней в триады не только дает зрительное ощущение
баланса и стабильности, но и имеет глубокий религиозный смысл (буддистская
триада). Риотан-джи, Шизуока
Рис.4 - Вид ограничен открытым пространством в пределах строения;
сад спроектирован так, что его нельзя перевести в симметрию. Энман-ин,
Шига
Рубрика "Японский дизайн"
|