Искусство проектирования японских садов, прежде всего, связано с освоением некоторых дизайнерских приемов:
например, техники обрамления сада, проработки композиции, должного баланса элементов. Обладая подобными
знаниями дизайнер может создать сад, в котором будет витать дух Японии, практически не ограничивая себя в
выборе материала, как традиционного, так и современного.
Японские сады чаще всего ассоциируются у нас с
какими либо предметами, используемыми при проектировании, но на самом деле
сад обретает «японское лицо» исключительно за счет пространственных
решений. Дизайнеры делят пространство сада оградами - что, в свою очередь,
предполагает наличие проходов - именно эти два элемента играют важнейшую
роль в японском ландшафтном дизайне. Принципы границы и перехода органично
вплетаются в общую концепцию японского пространственного дизайна,
поскольку эти же принципы лежат в основе построения японского общества.
Двери (ворота, калитки) отражают и символизируют традиционные социальные
рамки, социальные границы и переходы. Японцы всегда считались народом,
стремящимся к объединению, они осознают себя только в качестве членов
какой-либо социальной группы - семьи, компании, школы, клуба. Вхождение в
группу, членство в ней имеет огромное общественное значение. Эти групповые
границы и нашли свое отражение с ландшафтном дизайне в виде оград и
входов. Большинство классических японских садов достаточно четко очерчены
в пространстве. Иногда это связано с недостатком территории в условиях
города, но, чаще всего, ограда служит обрамлением. Дизайнер использует эту
естественную границу чтобы оценить, общий вид сада и то, насколько
гармонично он встраивается в окружающее его пространство. Если же такой
границы нет, сад будет противопоставлен своим окрестностям и едва уловимые
внутренние композиционные связи будут нарушены. Ограда позволяет
воспринимать сад как отдельное независимое произведение искусства -
например сады кэр-сан-суй, вокруг святынь дзэн-буддизма, которые
воспринимаются как картины.
Ограда предполагает наличие входов. Достаточно типично для дизайнера
использовать ворота в качестве мостика, через который его сад общается с
внешним миром, равно как внутренние калитки соединяют разноуровневые
пространства в пределах сада. Хорошим примером такого соединения могут
служить парки в поместьях дайме периода эдо. Парки были спроектированы в
виде нескольких совершенно различных «картин», которые вырисовывались
непрерывной чередой перед взором гуляющих. Иногда смена таких картин
обозначалось физическим разделением пространства - деревянными воротами,
но чаще всего переходом служила небольшая рощица, овраг или наоборот -
возвышение или любой другой «эфемерный» вход. Другой пример использования
входов, правда в несравнимо меньших масштабах - чайные садики. В этом
случае речь идет не только о входе в физическом смысле, но и о духовном
вхождении. Пустоты и расстановка акцентов
Следующая немаловажная деталь проектирования внутреннего пространства
сада - проработка пустых мест. Пустоты в данном случае несут и духовную
нагрузку - японцы называют их ма. Это коротенькое слово имеет огромное
количество значений. Иероглиф, обозначающий «мэ», может также иметь
несколько вариантов прочтения - айда, кен, кэн и джэн. Эта многозначность
иероглифа делает необходимым небольшой экскурс в историю самого слова.
Схема, представленная выше, также поможет разобраться во всех нюансах.
Термин мэ, в самом общем смысле, может быть определен как вакуум,
пустота или пространство - физическое, социальное, временное или же
комбинация их. Ма -- это последствия каких-либо событий или результат
достижения цели, которые «обрамляют» пространство и являются причиной его
существования. Ма - это не только результат действий и событий, но и,
одновременно с этим, их точка отсчета. Прерывистость ритма в японском
танце, резкие движения актеров театра но, звуковые пустоты в национальной
музыке, дистанция между гостем и хозяином во время чайной церемонии, белые
пятна на рисунках тушью - все это может быть описано термином ма.
Ландшафтные дизайнеры добиваются создания ма различными способами. В
частности, пустые пространства могут возникать физически - при движении по
саду; зрительно - при его созерцании (в этом случае они просто
домысливаются, хотя на самом деле их нет); либо созданием временных пустот
- остановок, которые провоцируются проектировщиком сада, дабы в полной
мере насладиться им. С точки зрения религии ма олицетворяет принцип му -
небытие, центральную идею дзэн-буддизма. В эстетическом же отношении
дизайнеры используют многозначность ма, чтобы создать йохаку-но-би,
красоту малого количества элементов, которая так ценилась в средневековом
искусстве. Рис.1 - "Если же такой границы нет, сад будет
противопоставлен своим окрестностям и едва уловимые внутренние
композиционные связи будут нарушены". Риоджен-ин, Дайтуки-джи, Киото.
Рис.2 - "Ма -- это последствия каких-либо событий или результат
достижения цели, которые «обрамляют» пространство и являются причиной его
существования". Токаи-ан, Муошин-джи, Киото.
Рис.3 - "Ограда предполагает ворота". Внешний вход в чайный садик,
Шокадо, Киото
Иероглиф |
Произношение |
Буквенное обозначение |
Значение |
|
ма |
|
пространство, время |
|
айда |
|
интервал ( в пространстве или времени) |
|
кен |
|
линейное, одномерное пространство, длина татами,
страндартная единица в архитектуре |
|
ма |
|
двухмерное пространство, хиро-ма - большой зал для
торжеств |
|
кукан |
пустой + ма |
трехмерное пространство |
|
джикан |
время + ма |
время |
|
нинджэн |
человек + ма |
люди |
Рубрика "Японский дизайн"
|