Наталья Шустрова

Наталья Шустрова

 

Новостройки, новостройки, а я маленький такой…

Трудно жить в безликом районе новостроек, где один дом похож на другой, деревья - редкость, а до ближайшего кинотеатра слишком долго ехать. В таком районе легко потеряться, а то и потерять себя…

Наталья Шустрова, заместитель главного редактора питерского архитектурного журнала «Форма», рассказала нашему корреспонденту о своем взгляде на массовое строительство.

«Архитектура способна формировать не только эстетическую среду, но и социальную. Однако современная архитектура в России никак не противостоит сильному социальному расслоению общества. Сегодняшняя планировка жилых микрорайонов - это, в основном, дома и магазины. Такое ощущение, что все это проектируется для людей, у которых одна забота - купить еды, пойти домой, посмотреть телевизор... На лицо процесс «инвалидизации» города: строятся районы-инвалиды «без рук, без ног».

Визуальный голод обитателей новостроек - вещь проблематичная. Пока эта тема не стоит ребром, события, которые произошли в Охотном ряду после футбольного матча, неизбежны. Жители, чей образ жизни сложился в таком районе, будут приезжать в центр города и … бить витрины. Мы все должны осознать, что если мы делаем вид, как будто не знаем, откуда берутся маргинальные люди, эти люди будут продолжать плодиться в ужасных количествах.

Решение проблемы - разнообразить массовое строительство, ввести альтернативу спальному району. В новостройках должны быть музеи, театры, парки. Нужно задумываться о декоре домов, активнее использовать цвет. В Германии, например, оформляют жилые здания клееной древесиной. Это сильно гуманизирует постройки.

В Питере существует сейчас интересный проект, который разработан архитектурной мастерской "Ветрувий и сыновья". Речь идет о «Музее Космоса», который будет построен на Гражданке. Он планируется как суперсовременный объект, а не мумифицированный музей. Там будут представлены инсталляции с интерактивными формами общения и реальные космические объекты. Одновременно в комплекс включена дача Бенуа. Это архитектурный памятник XIX века, от которого после пожара остались развалины. Эдакие «занятные» руины. Прикольное сочетание получится.

Но в целом - социальный заказ еще не созрел. Люди не способны пока платить за дом красивого цвета. Да и российское архитектурное сообщество очень робкого нрава. Оно не имеет привычки осуждать тех людей - архитекторов, дизайнеров - которые вредят визуальной среде. В этом смысле градостроителей должно поддерживать государство, конечно. Хотя, все надо начинать с себя, с выработки определенного самосознания.

Подготовила Юля Легздина. Фото автора.