Валентина Петровна Сафронова

Валентина Петровна Сафронова

 

 

Интервью c Валентиной Петровной Сафроновой


      С 23 по 26 апреля в Москве, в Экспоцентре на Красной Пресне (павильон 2, зал 3), пройдет очередная выставка "Интерфлора", в рамках которой устраивается Международный флористический конкурс. Накануне мы решили побеседовать с председателем жюри конкурса Валентиной Петровной Сафроновой, которая также является президентом Ассоциации российских флористов, художником-декоратором Дома Актера им. Яблочкиной и генеральным директором фирмы "Флорина"
Корр. -Валентина Петровна, что нового в этом году ожидает гостей и участников "Интерфлоры"?
В.П. -На этот раз будет необычен сам конкурс, который будет проводиться по трем направлениям - оформление стола, букет и объект. Он сжат до одного дня, и все работы будут сюрпризными. Участники должны быть готовы к импровизации, домашних заготовок не будет. Использование мобильных телефонов, как на прошлых конкурсах, когда шла постоянная корректировка композиций "правее, выше, ниже", на сей раз запрещено. Прошлый год показал, что непосредственно на выступлении участники работают "на автомате" - делают только то, чему их "надрессировали". А ведь от настоящего флориста требуется именно личное мастерство, умение сориетироваться "на ходу". Мы взяли на себя труд обеспечить конкурсантов всем необходимым (участие стоит 150$). Стол, аксессуары, цветы - все флористы получат только накануне выступления, на которое выйдут только со своим инструментом и умением. Ажиотаж вокруг конкурса в этом году большой - звонят из Красноярска, Иркутска, Кемерово, Свердловска и многих других городов. В жюри будет флорист с мировой известностью - маэстро Питер Хесс.
Корр. -Как сильно сегодня отечественные флористы ориентируются на западную моду?
В.П. -Россия, к сожалению, такая страна, что все время смотрит на Запад. "Что там в Париже?" Это было всегда. Ведь российская флористика не идет широкой дорогой, а выбирает очень сложные тропы. У нас до сих пор нет понятия "флорист", как профессии. Хотя Ассоциация Российских Флористов совместно с Гильдией Флористов заявляли в соответствующие инстанции о том, чтобы нас внесли в профессиональный реестр. Ответа, пока, нет. Флористика в нашей стране сейчас находится в стадии становления, и возраст ее исчисляется примерно с начала перестройки. Но настоящего высшего образования в этой области нет. Даже школа "Николь", которая на сегодняшний день ценится, дает диплом, грубо говоря, "техникума". На западе же учат флориста не меньше десяти лет. Начинается воспитание с простейшей "черновой" работы с землей, с агротехники, потепенно переходя к элементарной флористике и дальше. Учитывая коммерческие моменты такого образования, человек начинает понимать цену труда, цену одного цветка, что очень важно в последующей работе. В нашей стране, если уж заводить разговор о тенденциях и моде, то нужно начинать непосредственно с заказчика. Существует мода от кутюр, которой флористы учатся в Европе и потом стараются привносить в наш быт. Но пока общий культурный уровень у нас еще не очень высок. Поэтому наша фирма старается "воспитывать" вкус тех заказчиков, которые готовы воспринять какие-то современные нетрадиционные моменты. Мы предлагаем им свои смелые решения, которые часто оказываются обоюдно интересными. Так что теперь наши клиенты уже не просят круглый букет или розу в кульке, а хотят чего-то большего, нестандартного.
Корр. -Кикие сочетания растений и корлора модны этой весной?
В.П. -Сейчас на топе салатовые и оливковые цвета. Букеты - индивидуально. Если клиенты - современные и "продвинутые" люди - им всегда будут интересны в композиции авангардные элементы, непривычная форма и включение новых разнообразных аксессуаров.
Корр. -Есть ли у Вас цветы-фавориты?
В.П. -У меня на визитке изображены антуриумы. Я очень люблю эти цветы. Их выведено сейчас много разных модификаций, которые подчас настолько фантастичны, что оторваны от общего понятия цветов. Они современны и, порой, даже запредельны. Интересно смотрятся как в классических букетах, так и в авангардных. У антуриумов совершенно неординарный вид. Многие называют их придуманными или искусственными цветами.
Корр. -Много ли у Вас необычных заказов?
В.П. -Необычного вообще много не бывает. Есть люди, которые приходят специально к нам, зная, что они могут получить то, чего хотят. Приносят свои фантазии. Мы их материализуем. Мы работаем по предварительным заказам, в отличие от цветочных магазинов, где ассортимент жесткий - покупай и уходи.
Корр. -На сколько сильно клиент "диктует" салону свой вкус?
В.П. -Конечно, пожелания клиента во многом определяют стиль выполняемого заказа. Но мы находимся в Доме Актера, а я по сей день являюсь его художником-декоратором. Естественно, общение с творческими людьми стимулирует фантазию. Мы стараемся быть артистичными. Главное - это творческое развитие. Нам интересно то, что ново.
Корр. -Есть ли у Вас любимые заказчики?
В.П. -Мы рады всем нашим клиентам. Но особенно интересно и приятно работать с подготовленными людьми, способными воспринимать новое. Был у нас случай перед 8 марта. Позвонил наш постоянный клиент и объяснил ситуацию: "У меня есть девушка, для которой я уже сделал все - купил ей машину, квартиру… Теперь я хочу ее поразить так, чтобы она охнула". Мы посовещались с коллегами и решили предложить ему цветочный "торт". Мы выполнили заказ. Торт вышел огромный: 80 х 60 см, двухъярусный, с красивыми и дорогими цветами. А на третьем ярусе мы решили сыграть: заказали на кондитерской фабрике "плато" из зеленого желе с фруктами. Девушка была в восторге.
Корр. -Бывают ли неожиданности в Вашей работе?
В.П. -Однажды у нас в салоне был случай. По телефону заказали одну розу на свадьбу. Банальный случай. Можно взять стандартный готовый целлофановый кулек, воткнуть в него розу и быть довольным. Но мой флорист решила отнестись к заказу творчески. Она оформила эту розу так, что незаметно она стала шедевром. Цветок мы отвезли, и как выяснилось потом, заказчиком была телевизионная программа "Впрок", которая разрекламировала нас с экрана на всю страну - так им было приятно.
Корр. -В каких наиболее значимых проектах занята сейчас Ваша фирма?
В.П. -В этом году отмечается 50-летие высотных зданий Москвы. К этой дате им "чистят перышки": приводят в порядок здания и прилегающую территорию. Мы непосредственно участвуем в этом проекте. Например, занимаемся реставрацией и реанимацией зеленых насаждений внутреннего двора высотки на Котельнической набережной. Сейчас у нас в стадии окончания работа в престижном фитнес-клубе "Олимпик Стар" на Рублевке. Мы провели там комплекс озеленения живыми горшечными растениями и большие нтерьерные работы с искусственными цветами и сухоцветами. Помимо этого, мы работаем с Путиным, делаем в Кремле аранжировки из сухоцветов и живых растений. Регулярно оформляем в классическом стиле Большой Кремлевский дворец. Плотно работаем с дизайнером Борисом Красновым, проводим много масштабных объемных сценических оформлений.
Корр. -Сложно выполнять заказы Путина?
В.П. -Что касается аппарата президента, то эта работа ведется строго по протоколу, который четко отслеживается. Мы находимся в очень жестких рамках, когда шаг в сторону -расстрел. Инициатив быть не должно. Размеры и цветовая гамма ограничены и должны быть идеально "вписаны" в интерьер Кремля. Наша задача сложна еще тем, что в аппартаменты, тем более в интимные, никого из нас не пускают. Мы работаем в "темную", по тем параметрам размеров и колора, которые нам сообщают. И все. Поэтому на плечи моих работниц ложится большая ответственность, с них и спрашивается иначе. Необходимо снайперски попасть в десятку, чтобы этот заказ не "ушел".
Корр. -А что интересного происходит внутри фирмы?
В.П. -Наше ноу-хау - сочетание флористики (исключительно живые цветы) и боди-арта. Сейчас мы собираем такую коллекцию. Совместно с журналом "Цветы" сделали пробные снимки, которые мне самой понравились. Время покажет, насколько это интересно.
Корр. -Расскажите об особенностях работы флориста.
В.П. -Вообще, цветы очень сильно "заряжают". Я не знаю хорошего флориста, который бы работал в перчатках. У меня в салоне были такие "приходящие и уходящие" девочки, которые жалели свой маникюр. Смотрите - у меня "пролетарские" руки. Потому что я не чувствую цветов, если я в перчатках. Формально заниматься цветами невозможно. Каторжная работа для всех салонов перед праздниками. 8 матрта мы так и зовем в шутку - "День Флориста". Для кого-то сумасшедшие темпы неприемлимы, а для некоторых - это кайф, определенный допинг. В этом сложном и тонком бизнесе, когда нужно успеть продать цветок, пока он еще живой, всегда все экстремально. Все на грани, вплотную связано с человеческими эмоциями. Если ты не выкладываешься на все 100%, ты никогда не сможешь создать что-либо.


Беседовала Юля Легздина.