Николай Васильевич Бахмат

Николай Васильевич Бахмат

 

   Интервью c Николаем Васильевичем Бахматом


Деятельность ЗАО "Мэгли": садовый дизайн, благоустройство и озеленение. Николай Васильевич Бахмат, генеральный директор компании, в сфере ландшафтного дизайна с 1993 года. "Отказ от всех видов рекламы, кроме имиджевой, по-моему, - хороший результат работы любой компании, " - говорит Николай Васильевич.
Корр. - Николай Васильевич, как "Мэгли" появилась на российском рынке?

Н.В. - Не секрет, что наши конкуренты пришли к своей деятельности с разных сторон. Первые занимаются стройкой и заодно благоустройством - это так называемые дорожники, строители. Такие фирмы не отличаются хорошим качеством зеленых насаждений. Другие начинали с теплиц, торговли растениями, и со временем пришли к дизайну. Наша же фирма изначально создавалась на ровном месте. Появился дизайнер и вокруг него выстроилось всё остальное.
Корр. - То есть вы так и начали с садового дизайна, благоустройства и озеленения?
Н.В. - Нет, сначала три года мы занимались недвижимостью. И когда открыли направление садовый дизайн, еще два года параллельно занимались недвижимостью. Недавно из нашей фирмы выросло еще 2-е: "Мастер сад" и "Садовый инженер". "Садовый инженер" сначала, как структурное подразделение "Мэгли", занимались поливом. Теперь они отделились и претендуют чуть ли не на 80% российского рынка. Когда-то в составе "Мэгли" мы вместе делали полив территории коттеджного поселка "Покровские холмы". Этот проект был разработан для менеджеров высшего звена иностранных компаний на Ленинградском шоссе. Турецкая фирма "Тексер" являлась генеральным подрядчиком, а американская компания "Хайнес" заказчиком. Отделившееся от нас фирма "Мастер сад" производит пластиковые ограждения для клумб.
Корр. - Какие проекты "Мэгли" Вы считаете самыми удачными?
Н.В. - Таких много. Один из них - проект участка Бажарова, с которым мы работаем с 1996 года. Он хорош тем, что растет у нас на глазах вместе с нашей фирмой. Участок стал ровесником нашей деятельности. Когда мы начали заниматься ландшафтным дизайном, он был первым нашим участком. С каждым годом участок становится все лучше и лучше даже без участия "Мэгли". Надо отметить, что хозяева хорошо ухаживают за землей, выращивают, подкармливают растения.
Корр. - Наверное не все заказчики так бережно относятся к вашей работе?
Н.В. - Конечно, есть много участков, которые были очень хорошо посажены, но спустя три года мы видим, что из-за недобросовестного, непостоянного ухода участок приходит в запустение. Засеянный участок не сразу смотрится на все 100%. Должно пройти время, вырасти насаждения и т.п. Только через три-четыре года проект можно показывать в рекламных целях, использовать, как выставочный материал.
Корр. - Какова выставочная деятельность "Мэгли"?
Н.В. - Мы не богаты таким опытом. В 1998 году мы получили грамоты за 1 и 3 место в двух номинациях в конкурсе журнала "Ландшафтный дизайн". Также, наверное, стоить отметить, что в прошлом на выставке "Ландшафтная архитектура и дизайн. Взгляд из дома" мы заняли второе место в номинации "Элемент ландшафтного дизайна". Для компании "Мэгли" это приятная номинация. Потому что могут быть дипломы за активное участие в выставке и тому подобное, а эта номинация - наша профильная.
Корр. - С чем связано то, что вы мало участвуете в выставках?
Н.В. - Понимаете, времени нет, желания не много и пока никто не переубедил, что это выгодно для нас. Я считаю, что наш продукт - это "проект под ключ", наш продукт - осуществленный проект. Мы ничего не производим и по этому многие выставки, нам не к чему. У "Мэгли" всегда была такая позиция. Мы считаем, что много заказчиков не к чему. Важно не количество, а качество. В нашей копилке много идей и поэтому хотелось бы, чтобы участок был не рядовой (дорожки и газончик) а какой-то эксклюзивный, особенный.
Корр. - А есть участок Вашей мечты?
Н.В. - Конечно, мне были бы интересны все участки, на которых может работать наша команда. Но, все-таки "Мэгли" стремится продумывать каждый сантиметр сада, а это стоит не малых денег. Поясню. Известно, что многие заказчики не представляют сколько стоит ландшафт. В процессе разговора с дизайнером выясняется, что за те деньги, которые можно потратить на ландшафт, получится лишь посеять газон и сделать рядовые дорожки. А есть заказчики, которые хотят сделать нечто оригинальное. Как вы понимаете, то же самое с ремонтом квартирам. Есть люди, которые красят стены, клеят обои, меняют кафель и считают эту работу венцом ремонта. Но ведь есть и такие жители квартир, которые бережно относятся к каждой детали своего интерьера. Дизайнер выбирает им шторы, светильники, мелкие элементы, ковры, ставит свет и т.п. Это, конечно, разные ниши. Мы стремимся в нишу, где каждый сантиметр сада должен быть продуман.
Корр. - Есть у Вас собственный участок за городом?
Н.В. - Вы знаете, я очень люблю активный отдых на природе, люблю выезжать за город. Но, к сожалению, своего участка нет. Хочется, чтобы и дом и территория вокруг дома были высшего уровня комфортности и дизайна. А на это времени и средств пока не хватает.
Корр. - А если бы они были?
Н.В. - Прежде всего, я бы не покупал участок в голом поле и не делал бы дизайн с ноля. А 90% площади, на которой мы работаем - именно такая. Для себя бы построил бревенчатый дом. Я люблю живую природу и по минимуму пытаюсь в нее вмешиваться. И чем больше занимаюсь ландшафтным дизайном, тем больше нравится японский стиль, которого у нас в чистом виде очень мало и мало людей заказывают проект в таком стиле. Ведь, как и все в Японии, - это философия. Больше к природе. Меньше зализанных, вычурных форм. Если камень, то он камень. Он не шлифованный, не полированный. Красота в малом - лозунг японской культуры. Нужно видеть красоту во всем. Ведь природа и так прекрасна!
Корр. - Какой подход должен быть у дизайнера к заказчику?
Н.В. -Основная работа дизайнера - убедить заказчика в правильности своих мыслей. Дизайнер должен быть и психологом одновременно. Из-за нехватки таких свойств многие компании уходят с рынка. Они не могут сработаться с клиентом. Но это не самое главное, ведь вы можете убедить человека, можете не убедить, но право заказчика, увидев результат работы, высказать негативное мнение. Это его право. И вы обязаны его выслушать.
Корр. - Николай Васильевич, если бы Вы были главным архитектором или дизайнером Москвы, что бы изменилось бы что-нибудь в облике столицы?
Н.В. - Архитектура города уже сложилась. Другое дело, что, конечно, недостаточно средств выделяется, чтобы строительство было на нормальном уровне. Критиковать людей, которые работают я не могу, потому что не знаю за какие деньги они делают свою работу. Можно ведь сделать газон за 7$, можно и за 15$. А заказчик придет и спросит, а за 2$ долларов сможешь озеленить территорию? Ну что ж! Ведь в Москве считают газоном все, что не асфальт. И если думать так, то можно и за доллар посадить траву. В России достаточно профессионалов, у которых полно идей, но нет на них средств. Так что я бы вкладывал больше денег в озеленение столицы.


С Николаем Васильевичем Бахматом беседовала Анна Светличная.