Баланс

Баланс

 

Соблюдение баланса, наряду с ма – один из наиболее важных дизайнерских приемов, который придает японскому саду его очарование. Баланс может быть выражен через асимметрию, «нецентральность» и использование триад.

Ассиметрия

Баланс, в том виде, в каком он используется в японском ландшафтном дизайне, заимствован больше из природных форм, нежели из конструкций, созданных человеком. Конечно, японцы прекрасно знакомы с принципами симметрии: все ранние чертежи храмов и даже планы городов, выполненные по классическим китайским образцам, были симметричными. Тем не менее, симметричный дизайн никогда не был популярен в Японии, и все чертежи и планы, бывшие изначально симметричными, достаточно быстро трансформировались в более бессистемные. Сады, между тем, никогда не проектировались как симметричные. Для многих японцев идеально симметричные сады Версаля олицетворяли типичный западный стиль, а асимметрия была основной отличительной особенностью Востока от Запада.

В случае декоративного сада, когда вид ограничен открытым пространством в пределах строения, сад спроектирован так, что его нельзя перевести в симметрию. Вместо этого дизайнер предлагает своему зрителю ряд приятных глазу форм, ни одна из которых не может быть определяющей. Даже если в ландшафте присутствует некая иерархия форм, взор созерцающего не останавливается в наивысшей точке, а наоборот, всегда как бы «отбрасывается» назад к источнику, чтобы потом вновь вернуться к этой точке.

Отсутствие единого центра

Японские специалисты по ландшафтному дизайну обычно избегают создания определяющей точки отсчета в саду, особенно такой, которая бы находилась в геометрическим центре. Стремление к центру крайне редко встречается в японском искусстве, будь то оформление ландшафтов, графика, икебана или подача блюд в ресторане – централизация чего бы то ни было рассматривается как статичность, как тенденция, подавляющая дух. В садах, например, прямые дорожки используются минимально, чтобы избежать центра, оси. И даже если дорожки проложены прямо, оси этих дорожек спроектированы таким образом, что взгляд гуляющего всегда упирается в стену или живую изгородь, либо мельком замечает какой-нибудь значимый элемент – чайный домик или ворота.

Триады

Не используя симметрию и отказавшись от единого центра, японские дизайнеры достигают зрительной упорядоченности, широко применяя технику триад и основываясь на треугольных формах. Треугольник также лежит в основе построения икебаны, бонсай, и любого другого произведения, выполненного в стиле токонома – создание композиций в чайных комнатах. Самый показательный пример использования триад в садах – группы камней и зрительное соотношение этих групп. Камни, расположенные на переднем плане либо по всей площади сада имеют форму треугольника, а если дизайнер использует несколько каменных групп, то каждая из них также образует со всеми треугольник. Такие группы могут также олицетворять буддистскую триаду (сэнзон-секи-гуми). В этом случае большой камень в центре – Шака или Амида Ниорай (два самых распространенных воплощения Будды), а два камня поменьше, расположенные по бокам – их спутники (босатсу).
Сосны – материал для дизайнера очень удобный, поскольку легко переносят обрезку и считаются «скульптурными» по своей природе – также обычно обретают треугольную форму, или, что более правильно пирамидальную форму. Тсу-кубай – способ группировки камней, распространенный в чайных садах и дополненный небольшим ручейком – часто проектируется так, чтобы в композиции присутствовал некий фоновый элемент – светильник, скала или, например какое-либо растение. Соотношение группы камней, формирующих тсу-кубай и этим фоновым элементом – все тот же треугольник. Еще одна триада, используемая в ландшафтном дизайне – взаимодействие вертикальных, горизонтальных и диагональных элементов. Они, в свою очередь символизируют, соответственно небо, землю и человека. Например, в уже упомянутых каменных группах они присутствуют в большинстве случаев.

Рис.1 - Если даже дорожки проложены прямо, оси этих дорожек спроектированы таким образом, что взгляд гуляющего всегда упирается в стену или живую изгородь. Конничи-ан, Киото.
Рис.3 - Группировка камней в триады не только дает зрительное ощущение баланса и стабильности, но и имеет глубокий религиозный смысл (буддистская триада). Риотан-джи, Шизуока
Рис.4 -  Вид ограничен открытым пространством в пределах строения; сад спроектирован так, что его нельзя перевести в симметрию. Энман-ин, Шига 

японский сад, гармония, асимметрия